Технология оценки процессов взаимодействия и характера производственных взаимоотношений, сложившихся между основными подразделениями компании
Технология оценки процессов взаимодействия и характера производственных взаимоотношений, сложившихся между основными структурными подразделениями компании, впервые была апробирована в декабре 2004 года. На основании полученных данных в 2005 году, была определена система критериев и способ анализа межгрупповых процессов в компании. Технология разработана на основе полученных данных исследования проведенного в нескольких энергетических компаниях расположенных на территории Западной Сибири. В декабре 2005 года, технология была вторично апробирована в одной из московских энергетических компаний.
Суть технологии
Технология направлена на определение характера процессов взаимодействия и производственных взаимоотношений, сложившихся между основными подразделениями в организации. Материал, полученный в результате применения технологии, может являться основой для понимания причин неэффективной работы подразделений в компании, для определения скрытых организационных конфликтов, функциональных ограничений и противоречий в системе управления. В результате анализа полученных данных выделяются "области" свидетельствующие о ресурсах компании, и "проблемные зоны", которые могут оказывать значительное влияние на ее функционирование и развитие.
Особенности диагностики и анализа данных
С целью диагностики и анализа межгрупповых процессов выделяются только такие пары групп, которые связаны между собой основными производственными процессами и имеют межличностные контакты друг с другом. На основе анализа основных производственных процессов выделяются группы первого и второго порядка. Группы делятся по степени интенсивности взаимодействия и по мере своего вклада в обеспечение основных производственных процессов организации. Таким образом, в программу исследования включаются только такие подразделения, от которых напрямую зависит производственный цикл и процессы развития организации. В оценке участвуют все основные подразделения компании относительно вертикали и горизонтали организационной структуры. Процессы взаимодействия между подразделениями анализируются на основе взаимных оценок групп, которые они выставляют друг другу по заданным критериям. Каждая группа (подразделение) таким образом, проставляет оценки всем группам, с которыми тесно взаимодействует и в свою очередь оценивается другими группами.
Результат
На основе полученных результатов в ходе проведения диагностики, руководители различных уровней в компании могут получить информацию о том, как подчиненные оценивают взаимодействие с ними и каков характер взаимодействия между подразделениями (или группами сотрудников), которые находятся в их непосредственном подчинении.
Руководство компании, на основе полученной информации, может дифференцированно подходить к процессу внедрения необходимых решений и планировать кадровые мероприятия.
C целью содержательного (качественного) анализа результатов, составляется "матрица взаимных групповых оценок". В результате анализа данных полученной "матрицы", можно ответить на ряд следующих вопросов:
- Каков характер производственных взаимоотношений между различными взаимодействующими группами в организации?
- Каков характер отношений сложился между основными группами руководителей и как это влияет на результат их совместной работы?
- Какие сложности испытывает группа в результате взаимодействия с конкретным подразделением?
- Выявленные противоречия носят эмоциональный характер или влияют на результат совместной работы групп-партнеров по взаимодействию?
- Насколько оценки большинства групп совпадают при оценке процессов взаимодействия с конкретным подразделением, и насколько они взаимны? Анализ взаимных оценок, в этом случае, помогает определить осознаваемые и неосознаваемые противоречия, сложившиеся между различными группами в организации.
В целом, анализ "матрицы взаимных групповых оценок" по тем или иным критериям, позволяет определить структуру и характер взаимоотношений, сложившихся между основными группами и подразделениями в организации. Точность полученных данных обеспечивается за счет высокой степени согласованности групповых оценок.
После проведения содержательного анализа межгрупповых процессов, отношения рассматриваются с точки зрения того, насколько они способствуют реализации целей развития организации и содействуют основным процессам ее деятельности.
В рамках программ организационного развития, исследование межгрупповых процессов в организации, является одной из наиболее важных источников, содержащих информацию относительно внутренних процессов и ресурсов развития компании. Межгрупповые отношения являются более стабильными, обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, по сравнению, например, с межличностными отношениями. Формирование межгрупповых отношений более длительный процесс. Поэтому межгрупповые отношения отражают лишь устойчивые, сложившиеся связи между коллективами и отражают лишь основные характеристики процессов развития организации.
Раздел находится в стадии разработки
|