Acceccмент центр (Assessment center)
Большинство крупных компаний сегодня стремятся к финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности, заботятся об успешном развитии в конкурентной среде и своевременной адаптации к современным законам рыночной экономики. Для каждой организации наступает период, связанный с оптимизацией деятельности компании и поиска соответствующих ресурсов. Возникает необходимость увязать все стратегии управления компанией в единую согласованную систему и четко двигаться к поставленным целям.
Задачи развития предприятий напрямую диктуют жесткие требования к качеству персонала, способного в короткие сроки достигать поставленных целей. Руководители большинства крупных организаций все чаще сталкиваются с дефицитом профессиональных специалистов и талантливых руководителей на всех уровнях.
Появляется потребность в сжатые сроки выявить наиболее талантливых менеджеров и специалистов, оценить человеческие ресурсы компании, внедрить качественную систему контроля персонала "на входе" в организацию.
Каждый руководитель теперь хочет понимать, насколько хорошо он знает персонал, с которым работает, почему поставленные задачи не решаются в срок, в чем заключаются причины неэффективной работы отдельных подразделений в компании, на кого делать ставки и кто поведет организацию в будущее.
Для решения этих и других задач, консультанты компании "Евроменеджмент" рекомендуют использовать комплексную технологию оценки персонала - Ассессмент-центр, которая подтвердила свою надежность на примере многих известных российских и западных компаний.
Ассессмент-центр (Центр оценки персонала) - стандартизованная технология, предназначенная для комплексной оценки персонала в организации в соответствии с критериями, сформулированными руководителем (заказчиком).
- Ассессмент-центр является комплексной процедурой оценки личностного, делового и профессионального потенциала сотрудников организации с целью принятия основных кадровых решений.
- Ассессмент-центр является универсальной процедурой, позволяющей решать самые различные задачи, связанные с управлением и оптимизацией деятельности персонала в компании.
Перечислим основные из них:
- Формирование кадрового резерва.
- Принятие решений, о приеме кандидата на руководящую должность и прогнозирование успешности его профессиональной деятельности в рамках компании.
- Оценка профессионально-важных качеств и управленческого потенциала руководителей всех уровней.
- Проведение конкурса на замещение вакантной должности.
- Оценка уровня сформированности команды и прогнозирование успешности работы в данном составе.
- Определение потребности в обучении и развитии ключевых специалистов.
- Разработка корпоративной системы оценки эффективности профессиональной деятельности и др.
Основные этапы реализации оценочных мероприятий - "Step by step":
Состав работ, обычно варьируется и зависит от целей компании-клиента. Однако существует ряд взаимосвязанных этапов:
1. Уточнение и согласование целей оценки
Изначально очень важно правильно определить и сформулировать те цели и задачи, которые должны быть достигнуты.
2. Формирование списка критериев оценки, разработка модели компетенций
Исходя из задач клиента, разрабатывается структура требований к оцениваемым специалистам - формируется критерии оценки, разрабатывается модель компетенций.
Критерии оценки формируются после анализа необходимой информации и утверждаются руководством компании-клиента.
Результатом этапа должны стать четкие, согласованные критерии оценки персонала.
Общая структура требований для формулирования критериев к участникам различных оценочных процедур, обычно включает в себя пять следующих компонентов:
1-й компонент: Личностное ядро
- личностные качества
- общие и специальные способности
|
3-й компонент: Компетенции - деловые качества
- перечень необходимых деловых качеств
- управленческие навыки
|
2-й компонент: Профессиональная компетентность
- уровень образования
- опыт работы: тип деятельности, занимаемые должности, длительность
- профессиональные знания
- профессиональные умения
- управленческие знания и умения
- специальные требования
|
4-й компонент: Показатели эффективности работы
- перечень критериев эффективности работы
|
5-й компонент: Потенциал развития
- перечень требований к потенциалу развития человека в условиях компании
|
Консультанты компании "Евроменеджмент" могут предложить готовую модель компетенций для оценки руководителей высшего и среднего звена, а также настроить ее под задачи клиента.
3. Разработка структуры и содержания Accессмент-центра
На данном этапе разрабатывается и утверждается перечень и последовательность различных оценочных процедур. Как правило, в данный перечень включены следующие процедуры:
- деловые игры и бизнес-симуляции;
- индивидуальные тесты и личностные стандартизированные опросники;
- структурированные и глубинные интервью;
- метод наблюдения на рабочем месте (при необходимости);
- метод презентации и др.
В целом, технология оценки выстраивается на основе взаимодополняющих методик и упражнений позволяющих получить более достоверную информацию по каждому из критериев оценки. Методы и порядок проведения работ формируются в непротиворечивую и динамичную процедуру оценки.
4. Проводится подготовка наблюдателей и экспертов
Для проведения оценочных мероприятий, мы можем привлечь и подготовить экспертов из числа работников компании-Клиента, включая обучение специалистов по работе с персоналом. При необходимости мы имеем возможность привлечения дополнительных специалистов из компаний - партнеров.
5. Согласование сроков и графиков работ
Происходит полное согласование организационных и временных ресурсов.
6. Проведение диагностических процедур
Проведение диагностических процедур в целом занимает 1-2 дня работы (если состав группы не превышает 12 человек).
Участники оценочных процедур обычно проходят несколько этапов работы:
- Групповая оценочная сессия
На этом этапе работы применяются ключевые методы работы консультантов.
Длительность этапа 5-6 часов
- Индивидуальное тестирование
Средняя скорость выполнения тестовых заданий и заполнения опросников составляет от 1,5, до 3-х часов.
Длительность интервью варьируется от 40 мин. до 1,5 часа
Существует несколько видов обратной связи:
A) Консультанты проводят индивидуальное собеседование с каждым сотрудником по результатам оценки, выдается экспертное заключение, с интерпретацией в доступной для него форме.
В) Сотрудник получает обратную связь от консультантов только в устной форме после проведения оценки и подготовки экспертных заключений или на заключительном этапе оценки в процессе проведения индивидуального интервью.
На этом этапе работы человек получает информацию о результатах участия в оценочных процедурах, а также выслушивает рекомендации о том, какие личностные качества и навыки ему необходимо развивать в ближайшее время, чтобы добиться лучших результатов работы и успешно выстроить свою карьеру в организации.
Объем проводимых работ и временные затраты, могут быть сокращены в зависимости от глубины и степени детализации полученной информации от консультантов.
7. Обработка результатов оценки
На данном этапе происходит комплексный анализ информации, полученный по каждому участнику и по группе в целом. Результаты наблюдения, тестов и видеопротоколов (видеозапись поведения участников в конкретных ситуациях) приводятся к единому виду, т.е. качественная информация отражается в виде количественных оценок по утвержденным критериям. Происходит согласование оценок экспертов и данных по всем диагностическим процедурам, что обеспечивает высокую точность, надежность и не противоречивость полученной информации по оцениваемому человеку.
8. Подготовка отчета
На данном этапе подготавливается структурированный отчет для клиента, индивидуальные экспертные заключения и при необходимости, отчет на группу участников в целом (например, это делается в том случае, если одной из целей оценки было определение степени эффективности команды в процессе совместной работы).
Формат отчета утверждается заранее. В зависимости от поставленных целей оценки, он может содержать следующие разделы:
- Цели и задачи оценки.
- Описание методов работы.
- Общая информация об участниках оценки.
- Результаты оценки в виде численной и графической информации.
- Качественный анализ результатов (описание особенностей поведения в конкретных ситуациях, словесные комментарии экспертов к результатам исследования).
- Психологические портреты участников (при необходимости). Портрет содержит описание основных личностных характеристик (исключительно тех, которые играют важную роль с точки зрения выполнения профессиональных задач), структуру мотивов, склонности и предпочтения.
- Основные выводы: сильные и слабые стороны сотрудника по критериям оценки.
- Рекомендации: карты индивидуального развития, программы обучения, наставничество, индивидуальные методы адаптации для сотрудника и т.д.
- Приложения: детальное описание компетенций, дополнительная информация по результатам исследования, индивидуальные экспертные заключения, видеопротоколы (по желанию клиента).
9. Обсуждение результатов с руководством компании и проведение индивидуальной обратной связи с участниками оценки
На данном этапе заказчику предлагается небольшая презентация результатов оценки. При необходимости он может обсудить с консультантом результаты каждого сотрудника, который проходил оценку. На этом же этапе проводится сессия обратной связи с участниками оценки. Объем и структура обратной связи утверждаются до начала оценки. Обратная связь также может быть дана в процедуре оценки на этапе проведения индивидуального интервью. Проводится сессия обратной связи для участников оценки (участник получает информацию о своих результатах).
Ценность проведения обратной связи заключается в том, что участники получают информацию о себе относительно тех критериев, которые являются для организации определяющими с точки зрения планирования карьерного роста своих сотрудников. В этом случае обратная связь необходима сотрудникам, для того чтобы понять какие ресурсы ему необходимо развивать, для того чтобы успешно построить карьеру в рамках компании.
В процессе обратной связи сотрудники организации получают рекомендации опытных экспертов, после чего понимают, как совершенствовать свои навыки и за счет чего повысить уровень профессиональной компетентности, для того чтобы добиться желаемых профессиональных успехов для себя в будущем.
Возможность получения обратной связи создает дополнительную мотивационную основу для качественного выполнения заданий в процессе всей процедуры оценки.
Отличительные особенности проведения технологии Ассессмент-центр консультантами компании "Евроменеджмент"
- Мы не применяем оценочные технологии без учета стратегических целей компании- клиента.
- Оценка кандидатов проводится несколькими высокопрофессиональными и независимыми экспертами компании "Евроменеджмент", что значительно снижает субъективность оценок и в целом повышает надежность технологии.
- Используемые в Ассессмент-центре кейсы и бизнес-симуляции разрабатываются под компанию-клиента в соответствии с целями проведения процедур оценки, особенностями деятельности оцениваемых сотрудников и учетом специфики бизнеса (деятельности) организации.
- Процедура оценки сопровождается видеопротоколом, что необходимо при грамотной процедуре согласования экспертных оценок.
- На основании результатов Ассессмент-центра разрабатываются планы и программы обучения специалистов прошедших оценку.
- После проведения процедур оценки консультанты предоставляют отчет, на основе которого клиент может составить четкое представление о текущем состоянии дел, а также о том, как полученную информацию учитывать при планировании дальнейших действий.
- Предоставляемые материалы отчета могут быть подготовлены на нескольких иностранных языках.
Основные требования к качеству предлагаемой технологии оценки на рынке консалтинговых услуг:
- Компетентность специалиста по оценке.
- Использование стандартизованных, научно обоснованных методов, валидность и надежность которых применительно к оценке персонала доказана.
- Наличие норм и стандартов, адекватных целям исследования и выборке оцениваемых людей.
- Четкость выработанных критериев для оценки.
- Комплексность подхода к оценке, которая подразумевает использование принципиально разных методов оценки, подтверждающих и дополняющих друг друга.
|